Выполнять полеты за плату без получения сертификата не запрещено, за исключением приведенных ниже случаев.
Этот вопрос регулируется статьями 8, 21, 101, 103 и 114 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Так, пункт 3 статьи 8 устанавливает:
"3. Юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил."
Из указанной цитаты следует, что обязаны иметь сертификат только юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные авиационные работы.
Пункт 3 статьи 21 устанавливает:
"3. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения."
Этой нормой Воздушный кодекс относит летную деятельность владельцев воздушных судов, не выполняющих указанные перевозки и работы к авиации общего назначения.
Однако, необходимо отметить, что выполнение не всех авиационных работ требует получения документа, подтверждающего соответствие (сертификата), а только тех видов авиационных работ, которые включены в перечень, утверждаемый Минтрансом России. Это позволяет выполнять за плату авиационные работы, не включенные в указанный перечень, без получения сертификата несмотря на то, что она осуществляется вне рамок деятельности, отнесенной к авиации общего назначения.
Определенную сложность представляет точное отнесение полета за плату к коммерческой воздушной перевозке.
Например, если полет за плату был совершен для осмотра достопримечательностей или получения удовольствия от акробатического полета, он относится к коммерческой воздушной перевозке или нет?
Пункт 3 статьи 101 Воздушного кодекса устанавливает:
"3. Коммерческая воздушная перевозка - воздушная перевозка, предоставляемая за плату. ".
Но что такое "воздушная перевозка"?
Непосредственно этот термин, как и термин "перевозка" в российском законодательстве не определен, но его существо можно понять из пункта 1 статьи 103 Воздушного кодекса.
"1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, …".
Из указанной формулировки следует, что признаками воздушной перевозки является перевозка пассажира в пункт назначения и наличие билета.
Таким образом, полет за плату для осмотра достопримечательностей, обучения или получения удовольствия от акробатического полета не может быть отнесен к коммерческой воздушной перевозке.
В части отнесения деятельности к авиационным работам, необходимо отметить, что указанный в пункте 3 статьи 8 Воздушного кодекса перечень пока не утвержден. На практике используется перечень авиационных работ, установленных в пункте 6.2 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128).
Свернуть ответ
по-моему, всё, что "за плату" есть коммерческая деятельность. подлежит лицензированию и требует сертификат эксплуатанта.
Свернуть ответ
А где, написано, что любая коммерческая деятельность требует сертификата и лицензии?
Свернуть ответ
Вопрос №26: Требуется ли подача уведомления о начале деятельности на посадочной площадке, перед посадкой на неподготовленный для посадки участок земли?
Автор: Энтузиаст 08/02/2017 в 11:45:51
Пункт 7 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает определение посадочной площадки – «участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов». Это относит посадочную площадку к участку земли, специально подготовленный для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, требования к которому установлены федеральными авиационными правилами.
Пункт 5 статьи 49 Воздушного кодекса устанавливает: Посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении.
Указанная норма регулирует не вопросы возможности посадку на участок земли, а вопросы допуска посадочной площадки к эксплуатации.
Перечисленные выше нормы не регулируют возможность или запрет посадки на участок земли, а регулируют вопрос допуска к эксплуатации специально подготовленного для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов участка земли.
Возможность посадки воздушного судна на площадку регулируется пунктом 2.7.2. Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128.
В указанном пункте отсутствует запрет на выполнение посадки на посадочную площадку, не допущенную к эксплуатации.
Свернуть ответ
Автор: Энтузиаст 08/02/2017 в 12:23:40; #9
Чтобы дать ответ - авторизуйтесь
Вопрос №29: В какой момент проводится правовая и лингвистическая экспертиза проектов нормативных актов и проводится ли лингвистическая? Вопрос задаю потому, что например в проекте изменений в ФАП-128, который обсуждался уже в третий раз довольно много орфографических и стилистических ошибок.
Автор: Slon 21/03/2017 в 10:21:37
Правовая и лингвистическая экспертиза производится после окончания обсуждения.
Как правило, в ходе обсуждения часто меняется текст и структура документа, не все участники обсуждения внимательно относятся к отсутствию ошибок в своих предложениях.
Проведение указанных экспертиз на каждой итерации недопустимо усложняет и удлиняет процедуры.
Свернуть ответ
Автор: 15 01/04/2017 в 09:29:23; #11
1. То есть, правильно понимаю, что разработчик проекта документа, выложенного на этом сайте и/или regulation.gov.ru ожидает предложения только по существу требований, изложенных в документе, а предложения по исправлению ошибок в этот момент не требуются?
2. В разделе "Обратная связь" предлагается отправлять электронные письма администратору сайта с указанием имени и майла. На мой взгляд нелогично, если участник зарегистрирован на сайте, вновь заполнять форму и нет возможности прикрепления файла.
Свернуть ответ
Автор: Slon 06/04/2017 в 11:02:28; #14
На разных этапах по-разному. На финальных этапах рекомендуется смотреть все. Как правило, об этапе пишется в комментариях.
Свернуть ответ
Автор: Энтузиаст 08/05/2017 в 15:06:59; #17
Чтобы дать ответ - авторизуйтесь
Вопрос №30: Возможно ли установление временного или местного режима для обеспечения полетов сверхлегких ВС не оборудованных средствами радиосвязи в диспетчерских зонах аэродромов в соответствии с пп. д п.137 ФП ИВП или пп. в п.138 ФП ИВП.
Автор: Роман19 01/04/2017 в 07:13:16
Возможно, но это может помешать производству полетов других воздушных судов.
Свернуть ответ
Автор: 15 01/04/2017 в 10:25:04; #13
Чтобы дать ответ - авторизуйтесь
Вопрос №31: В соответствии с пунктом 2 статьи 11 пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Отсутствует установленный порядок наделения правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства для:
1. Граждан выполняющих полеты на сверхлегких ВС с массой конструкции 115 кг и менее отсутствует установленный порядок наделения правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
2. Граждан и организаций осуществляющих полеты беспилотных летательных аппаратов.
3. Организаций выполняющих другую деятельность по ИВП (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.)
Имеют ли право такие категории граждан и организаций получать государственную услугу по аэронавигационному обслуживанию?
Автор: Роман19 01/04/2017 в 07:36:40
Порядок наделения правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства не установлен для всех пользователей.
Нет такого документа, и нет никаких полномочий любого органа исполнительной власти его установить порядок.
Представляется правильным пользоваться статьей 6 Конституции Российской Федерации
«Статья 6
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
….»
Свернуть ответ
Автор: ПанСмазчик 08/05/2017 в 14:28:00; #16
Чтобы дать ответ - авторизуйтесь
Вопрос №32: Как и сколько платить за предоставление метеорологической информации?
Автор: ПанСмазчик 01/04/2017 в 10:30:48
Ответа на этот вопрос нет. :(
Чтобы дать ответ - авторизуйтесь
Вопрос №33: Где регистрировать беспилотники (БВС, БАС)?
Автор: ПанСмазчик 02/04/2017 в 16:48:11
БВС тяжелее 30 кг.необходимо регистрировать в Росавиации.
Однако необходимые изменения в Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации (утв. приказом Министерства транспорта РФ от 5 декабря 2013 г. N 457).
Указанные изменения готовятся к утверждению.
БВС легче 30 кг. подлежат учету согласнос подпункта "в" пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 291-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Закон вступает в силу 5 июля 2017 г.
До этой дата ставить на учет БВС легче 30 кг. не требуется.
Свернуть ответ
Автор: 15 08/05/2017 в 13:21:20; #15
Чтобы дать ответ - авторизуйтесь
Вопрос №34: Как получать официальную аэронавигационную информацию о регламенте работы диспетчерских зон аэродромов государственной и экспериментальной авиации?
Автор: Роман19 16/04/2017 в 16:09:45
Ответа на этот вопрос нет. :(
Чтобы дать ответ - авторизуйтесь
Вопрос №35: Дополнением предыдущего вопроса. При отсутствии аэронавигационной информации о регламенте работы аэродрома, их воздушное пространство относится к классу G?
Автор: Роман19 16/04/2017 в 16:18:37
Ответа на этот вопрос нет. :(
Чтобы дать ответ - авторизуйтесь
Вопрос №36: В соответствии с п.49 ФП ИВП при выполнении авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов, полетов БПЛА над населенными пунктами, а также посадки(взлета) с п.п. расположенных в границах населенных пунктов, сведения о которых не опубликованы в документах АНИ требуется получать разрешение органа местного самоуправления.
Как определять границы населенных пунктов?
Автор: Роман19 16/04/2017 в 16:21:22
Границы населенных пунктов устанавливаются в документах территориального планирования.
Подробне - см. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.
Свернуть ответ
Автор: 15 14/05/2017 в 11:01:58; #18
Чтобы дать ответ - авторизуйтесь
Вопрос №37: Согласно подпункта а) п. 3.3. ФАП-147, обладатель свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "самолет":
- "должен иметь налет НА САМОЛЕТЕ не менее 40 ч" и далее по тексту...
согласно подпункт а) п. 3.4. ФАП-147, обладатель свидетельства частного пилота с квалификационной отметкой "вертолет":
- "должен иметь налет НА ВЕРТОЛЕТЕ не менее 40 ч" и далее по тексту...
согласно подпункт а) п. 4.3. ФАП-147, обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой "самолет":
- "должен иметь налет НА САМОЛЕТЕ не менее 200 ч" и далее по тексту...
А вот уже согласно подпункта а) п. 4.4. ФАП-147, обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой "вертолет":
- "должен иметь налет не менее 150 ч" и далее по тексту...
Т.е. здесь нет обязательного требования к налету на виде воздушного судна - вертолет.
Значит ли это, что любой работающий пилот самолета или только что пришедший с летного училища выпускник с квалификационной отметкой о виде ВС - "самолет", ранее не летавший на вертолетах и обладающий свидетельством коммерческого пилота, может быть направлен авиакомпанией переучиваться на вертолет по программе переучивания пилотов самолета на вертолет, утвержденной Росавиацией в 2012 году, общий налет по которой составляет 9 часов на вертолете???
Автор: Aeroservis 15/06/2017 в 02:42:20
Ответа на этот вопрос нет. :(
Чтобы дать ответ - авторизуйтесь
Вопрос №38: Как и по каким критериям определять является ли деятельность использованием воздушного пространства?
К примеру, перемещение в воздухе таких материальных объектов как птицы, спортивные снаряды (мячи, воланы, копья, ядра, диски, молоты), прыгуны в длину и высоту, а так же запуск гелиевых шариков, воздушных змеев, детских радиоуправляемых самолетиков.
Автор: Роман19 15/07/2017 в 19:08:53
Спасибо за ответ!!! Специалисты ДГА Минтранса хорошо придумали: мы вам ничего разъяснять не намерены, а вы нам пишите предложения в наши проекты!
Крайняя авантюра этих господ - скрестить правила использования воздушного пространства с правилами полетов. Эдакий, на их взгляд изысканный способ уйти от ФАП-136. Поверьте от этого случится ещё больше конфликтов. Вы скрещиваете ежа и ужа.
Свернуть ответ
Автор: Роман19 30/08/2017 в 15:00:23; #19
Чтобы дать ответ - авторизуйтесь
Вопрос №39: Подскажите, пожалуйста, какова в РФ процедура определения возможности включения в единую квалификационную отметку нескольких модификаций (или типов)?
Например, в Европе на этот счёт есть CS-FCD, в разделе CS FCD.410 указаны уровни различий, при которых единый type rating может быть достигнут.
А как у нас в РФ с этим?
Заранее благодарен,
Автор: -=Aviator=- 08/10/2019 в 13:27:00
Ответа на этот вопрос нет. :(
Чтобы дать ответ - авторизуйтесь
Вопрос №40: Здравствуйте,нужен документ: указание ДВ-45и о нормативах расхода топлива от 10.04.96
Автор: Подобный В.В. 06/12/2019 в 11:01:48
Ответа на этот вопрос нет. :(
Чтобы дать ответ - авторизуйтесь
Вопрос №41: инструктор-экзаменатор. Отменен или существует?
Автор: Семенов Семен 04/07/2021 в 12:25:34
Ответа на этот вопрос нет. :(
Чтобы дать ответ - авторизуйтесь