є42

ќ внесении изменений в ѕоложение об особенност€х режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации –оссийской ‘едерации, утвержденное приказом ћинистерства транспорта –оссийской ‘едерации от 21 но€бр€ 2005 г. є 139

ѕроект опубликован: 29.11.2012;

cрок подачи предложений (поправок) до: 14.12.2012;

cрок подачи комментариев к предложени€м до: 16.12.2012.



”важаемые коллеги!

ѕодава€ предложени€ и комментарии через сайт ¬ы существенно повышаете эффективность работы над проектом и даете возможность участникам обсуждени€ оперативно увидеть предложени€ и комментарии своих коллег.

–учна€ обработка ¬аших предложений, поступающих в произвольной форме, сильно затрудн€ет и зат€гивает процесс реализации ¬аших предложений.


◄◄◄  Ќазад, к списку документов


ѕредложение к пункту: 55 ёрий ƒунаев направил в 23:58 13/12/2012

јвторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложени€.
»сходный текст:

55. Ќормальна€ продолжительность времени отдыха между полетными сменами должна составл€ть не менее двойной продолжительности завершенной полетной смены и устанавливатьс€ с учетом:

а) продолжительности времени завершенной полетной смены;

б) разницы во времени между базовым и внебазовым аэропортами по всемирно-скоординированному времени;

в) продолжительности дорожного времени во внебазовых аэропортах.

ѕредлагаемый текст:

јбзац первый пункта 55 изложить в следующей редакции:

ЂЌормальна€ продолжительность времени отдыха между полетными сменами должна составл€ть не менее тройной продолжительности завершенной полетной смены и устанавливатьс€ с учетом:ї

ќбоснование:

ќтдых в размере Ђдвойной продолжительностиї предшествовавшей полетной смены установлен на общих основани€х без учета необходимости применени€ 36-часовой рабочей недели. ƒвойна€ продолжительность периода междусменного отдыха дл€ членов летных экипажей, бортоператоров (а также бортпроводников-женщин, работающих в районах  райнего —евера и приравненных к ним местност€х), €вл€етс€ не Ђнормальнойї, а сокращенной (уменьшенной на одну треть) и не обеспечивает нормального восстановлени€ сил.

_

“ем самым, в части, касающейс€ лиц летного состава, не учитываетс€ (игнорируетс€) главна€ особенность их профессиональной де€тельности - то, что летна€ работа €вл€етс€ Ђработой с вредными, опасными, напр€женными и т€желыми услови€ми труда, имеющего особый характерї (ѕостановление ћинтруда –‘ от 12.07.1999 г. N 22).

_

ѕри сокращении рабочей недели до 36 часов врем€ ежедневного отдыха увеличиваетс€ исход€ из иного соотношени€ - 1:3 (что несложно обнаружить на примере 6-дневной рабочей недели - 6 ч : 18 ч = 1 : 3)*.

* ѕравило удвоени€ времени отдыха было установлено советским законодательством еще в 20-е годы ’’-го века дл€ труд€щихс€ с 8-часовым рабочим днем, зан€тым в обычных услови€х труда, но Ђв отрасл€х труда, особо т€жких и неблагопри€тных дл€ здоровь€ї Ђпродолжительность нормального рабочего времениї согласно первому  «о“у 1918 года не могла превышать 6 часов, что обеспечивало увеличение междусменного отдыха до утроенной величины.

_

ƒл€ сравнени€.

Ђќсобенности регулировани€ рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно св€занных с обеспечением безопасности движени€ поездов и обслуживанием пассажировї, утвержденные ѕриказом ћѕ— ———– от 18.09.1990 г. N 8÷« (с изменени€ми, внесенными ѕриказом ћѕ— –‘ от 05.03.2004 г. N 7) предусматривают следующее:

Ђ –аботникам локомотивных и кондукторских бригад в основном пункте (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту жительства членов бригады и т.п.) отдых предоставл€етс€ после каждой поездки в оба конца.

ѕродолжительность этого отдыха определ€етс€ следующим образом: включаемое в работу число часов за поездку в оба конца умножаетс€ на коэффициент 2,51 (дл€ метрополитенов - 3,0), и из полученного произведени€ вычитаютс€ часы отдыха в пункте подмены локомотивных бригад за врем€ поездки (дл€ метрополитенов - часы ночного отдыха в электродепо или других пунктах метрополитенов).

ѕримечание.  оэффициент 2,51 (дл€ метрополитенов - 3,0) образуетс€ путем делени€ недельной нормы часов отдыха в рабочие дни на недельную норму часов рабочего времени (103 : 41 = 2,51; 108 : 36 = 3,0).

...ї (п. 11.4).

_

ѕримечани€:

а) необходимо заметить, что в Ђќсобенност€х регулировани€Еї нормотворцами допущены счетные ошибки - дл€ членов локомотивных бригад метрополитенов (при 36-часовой рабочей неделе) коэффициент времени отдыха, согласно данной методике его определени€, должен составл€ть 112:36 = 3,277 (а дл€ остальных Ц 107:41 = 2,609);

б) после введени€ 40-часовой рабочей недели вместо коэффициента 2,51 дл€ лиц, работающих не во вредных в услови€х труда, должен примен€тьс€ коэффициент 108:40 = 2,7.

 омментарии:
—рок подачи комментариев к предложени€м закончилс€.

ѕредложение к пункту: 61 ёрий ƒунаев направил в 23:00 13/12/2012

јвторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложени€.
»сходный текст:

61. ѕродолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

≈женедельный непрерывный отдых должен предоставл€тьс€, как правило, в месте посто€нного проживани€ и включать две местных ночи по местному времени базового аэропорта.

ѕредлагаемый текст:

¬торой абзац пункта 61 изложить в следующей редакции:

Ђ≈женедельный непрерывный отдых должен предоставл€тьс€, как правило, в месте посто€нного проживани€ и включать два полных ночных периода (с 22:00 до 06:00) по местному времени базового аэропортаї.

ќбоснование:

 омментарии:
—рок подачи комментариев к предложени€м закончилс€.

ѕредложение к пункту: 64 ёрий ƒунаев направил в 19:11 13/12/2012

јвторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложени€.
»сходный текст:

64. ѕри сменной работе и суммированном учете рабочего времени член экипажа должен производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиками работы.

√рафики работы составл€ютс€ работодателем с учетом мнени€ представителей работников не менее чем на один мес€ц и довод€тс€ до сведени€ работников не позднее чем за мес€ц до введени€ их в действие. ¬ случае производственной необходимости допускаетс€ изменение графиков работы с учетом мнени€ представителей работников, при этом указанные изменени€ довод€тс€ до сведени€ работников не позднее чем за п€ть дней до введени€ их в действие.

ѕредлагаемый текст:

ѕункт 64 дополнить текстом следующего содержани€:

–аботодатель / эксплуатант несет ответственность за своевременное доведение до членов экипажей графиков работы и их изменений.

–абота в выходные и нерабочие праздничные дни запрещаетс€, за исключением случаев, предусмотренных статьей 113 “рудового кодекса –‘.

ѕривлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласи€ допускаетс€ в следующих случа€х:

- дл€ предотвращени€ катастрофы, производственной аварии либо устранени€ последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедстви€;

- дл€ предотвращени€ несчастных случаев, уничтожени€ или порчи имущества работодател€, государственного или муниципального имущества;

- дл€ выполнени€ работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положени€, а также неотложных работ в услови€х чрезвычайных обсто€тельств, то есть в случае бедстви€ или угрозы бедстви€ (пожары, наводнени€, голод, землетр€сени€, эпидемии или эпизоотии) и в иных случа€х, став€щих под угрозу жизнь или нормальные жизненные услови€ всего населени€ или его части.

ќбоснование:

 омментарии:
—рок подачи комментариев к предложени€м закончилс€.

ѕредложение к пункту: 64 ёрий ƒунаев направил в 19:09 13/12/2012

јвторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложени€.
»сходный текст:

64. ѕри сменной работе и суммированном учете рабочего времени член экипажа должен производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиками работы.

√рафики работы составл€ютс€ работодателем с учетом мнени€ представителей работников не менее чем на один мес€ц и довод€тс€ до сведени€ работников не позднее чем за мес€ц до введени€ их в действие. ¬ случае производственной необходимости допускаетс€ изменение графиков работы с учетом мнени€ представителей работников, при этом указанные изменени€ довод€тс€ до сведени€ работников не позднее чем за п€ть дней до введени€ их в действие.

ѕредлагаемый текст:

¬ других случа€х - при необходимости выполнени€ заранее непредвиденных работ, от срочного выполнени€ которых зависит в дальнейшем нормальна€ работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, - привлечение члена экипажа к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускаетс€ с письменного согласи€ работника и с учетом мнени€ выборного органа первичной профсоюзной организации.

ѕривлечение члена экипажа к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производитс€ по письменному распор€жению работодател€.

ќбоснование:

1} —м. статью 113 “рудового кодекса –‘, а также статью 329, согласно которой особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно св€зан с движением транспортных средств, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти, Ђне могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными насто€щим  одексомї.

_

2} ѕункт 3 Ђѕоложени€ об особенност€х режима...ї гласит: ЂЁксплуатант разрабатывает положени€, регламентирующие режимы работы и отдыха членов экипажей в соответствии с нормами насто€щего ѕоложени€...ї. ¬ этой св€зи довелось столкнутьс€ с ситуацией, когда, ссыла€сь на процитированный пункт, не только представители эксплуатанта, но и представитель ‘—Ќ—“ отказывалс€ принимать во внимание “рудовой кодекс –‘...

_

3} “екст изменени€, предусмотренного проектом: ЂЁксплуатант несет ответственность за доведение графиков работы до членов экипажей и их изменения. ќтмена выходных дней в графике производитс€ только с письменного согласи€ работникаї, представл€етс€ крайне недостаточным дл€ отражени€ в Ђѕоложении об особенност€х режима...ї требований законодательства, касающихс€ вопросов привлечение членов экипажей к работе как в выходные, так и в нерабочие праздничные дни.

 омментарии:
—рок подачи комментариев к предложени€м закончилс€.

ѕредложение к пункту: 65 ёрий ƒунаев направил в 17:35 13/12/2012

јвторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложени€.
»сходный текст:

65. –аботодатель об€зан обеспечить точный учет сверхурочных работ.

ѕредлагаемый текст:

»зложить в следующей редакции:

Ђ65. –аботодатель об€зан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого члена экипажаї.

ќбоснование:

“  –‘ - ст. 99 Ђ—верхурочна€ работаї: Ђ–аботодатель об€зан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работникаї

 омментарии:
—рок подачи комментариев к предложени€м закончилс€.

ѕредложение к пункту: 66 ёрий ƒунаев направил в 17:31 13/12/2012

јвторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложени€.
»сходный текст:

66. –аботодатель об€зан обеспечить ведение учета рабочего времени и времени отдыха записей членам экипажей в следующем пор€дке:

а) полетное врем€ регистрируетс€ в задании на полет экипажа и летных книжках членов экипажа;

б) продолжительность полетной смены регистрируетс€ в задании на полет;

в) продолжительность рабочего времени, времени отдыха и сверхурочных работ регистрируетс€ в табеле учета рабочего времени.

ѕредлагаемый текст:

¬ пункте 66:

{1} абзац первый изложить в следующей редакции:

Ђ–аботодатель об€зан обеспечить ведение учета рабочего времени, полетного времени и времени отдыха в следующем пор€дке:ї

{2} подпункт Ђвї изложить в следующей редакции:

Ђв) продолжительность рабочего времени и сверхурочных работ, предоставление выходных дней и праздничных дней, количество дней и периоды предоставлени€ ежегодного основного и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков регистрируетс€ в Утабеле учета использовани€ рабочего времени...Фї;

ќбоснование:

 омментарии:
—рок подачи комментариев к предложени€м закончилс€.

ѕредложение к пункту: 66 ёрий ƒунаев направил в 17:29 13/12/2012

јвторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложени€.
»сходный текст:

66. –аботодатель об€зан обеспечить ведение учета рабочего времени и времени отдыха записей членам экипажей в следующем пор€дке:

а) полетное врем€ регистрируетс€ в задании на полет экипажа и летных книжках членов экипажа;

б) продолжительность полетной смены регистрируетс€ в задании на полет;

в) продолжительность рабочего времени, времени отдыха и сверхурочных работ регистрируетс€ в табеле учета рабочего времени.

ѕредлагаемый текст:

{3} дополнить пункт 66 следующим абзацем:

Ђ–аботодатель об€зан своевременно обеспечивать врача авиационного предпри€ти€ достоверной информацией, необходимой дл€ отражени€ в медицинской книжке члена экипажа следующих данных о режиме труда и отдыха: летна€ нагрузка и продление нормы полетного времени, регул€рность предоставлени€ выходных дней, использование очередных отпусков и задолженность по отпускам (п. 29 ‘јѕ ћќ √ј-2002)ї.

ќбоснование:

 омментарии:
—рок подачи комментариев к предложени€м закончилс€.

јвтор: ёрий ƒунаев в 22:42:33 15/12/2012:є 434/588

¬ данном случае представл€етс€ необходимым изложить в форме ѕримечани€ комментарии, относ€щиес€ не только к отдельным пунктам, но и к проекту в целом.

ѕримечание.

_

{_I_} ¬ преамбуле проекта указано на то, что он подготовлен: Ђ¬ цел€х реализации поправки 33 к части 1 ѕриложени€ 6 к  онвенции о международной гражданской авиации Ђћеждународный коммерческий воздушный транспорт. —амолетыї и в соответствии с ‘едеральным законом от 30 декабр€ 2001 г. є 197-‘« Ђ“рудовой кодекс –оссийской ‘едерацииї.

_

ѕоправку 33 к части 1 ѕриложени€ 6 к  онвенции —овет » јќ прин€л 02.03.2009 г. ѕри этом было определено, что Ђпоправка к положени€м, касающимс€ норм полетного времени, служебного времени,.. и времени отдыха дл€ контрол€ утомл€емостиї, начинает примен€тьс€ с 19.11.2009 г. “аким образом, ѕоправка 33-ј остаетс€ не реализованной в –оссии уже четвертый год. Ѕолее того, 13.05.2011 г. была прин€та ѕоправка 35, содержаща€ Ђновые требовани€ в отношении разработки и внедрени€ систем управлени€ рисками, св€занными с утомл€емостьюї, к рассмотрению которой, суд€ по преамбуле и содержанию представленного проекта Ђѕоложени€ об особенност€х режима...ї, в ћинтрансе –оссии еще не приступали...

_

 лючевое требование новых международных стандартов заключаетс€ в том, что дл€ гарантии выполнени€ членами летных и кабинных экипажей своих функций в состо€нии надлежащего уровн€ активности в цел€х Ђконтрол€ утомл€емостиї государства Ц члены » јќ об€заны установить правила, определ€ющие нормы полетного времени, служебного полетного времени, служебного времени и времени отдыха, которые Ђосновываютс€ на научных принципах и имеющихс€ знани€хї (т.е. не только на научных принципах, но и на имеющихс€ научных знани€х). ¬се остальные детализирующие предписани€ и пожелани€, касающиес€ процедурных вопросов разработки указанных правил, нос€т производный характер. ѕри этом системообразующим фактором данного нормотворчества €вл€етс€ необходимость обеспечить безопасность полетов Ц фундаментальное право на жизнь авиапассажирам, членам экипажей и третьим лицам.

_

¬месте с тем, ƒополнение ј части I ѕриложени€ 6 (ƒополнительный материал к п. 4.2.10.2 главы 4, п. 9.6 главы 9 и п. 12.5 главы 12) в разделе 1. Ђ÷ель и рамки применени€ї указывает на то, что нормирование полетного времени и т.п. Ђосуществл€етс€ с единственной цельюї Ц обеспечить выполнение членами экипажей своих функции Ђв состо€нии надлежащего уровн€ активности, необходимого дл€ безопасного выполнени€ полетовї и дл€ достижени€ этого Ђнеобходимо принимать во внимание два вида утомлени€, а именно, кратковременное утомление и кумулирующеес€ утомлениеї. “аким образом, указано на то, что стандарты » јќ, изложенные в пунктах 4.2.10.2, 9.6 и 12.5, нос€т узконаправленный характер и их рамки ограничены всего лишь выработкой мер по предотвращению утомлени€ членов экипажей, угрожающего безопасности полетов. —ледовательно, применением только данных стандартов » јќ, направленных на предотвращение утомлени€, угрожающего безопасности полетов, решение вопросов охраны труда членов экипажей, включа€ охрану их здоровь€, не обеспечиваетс€.

_

ѕо этой причине Ђѕоложение об особенност€х режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации –оссийской ‘едерацииї, реша€ задачи охраны труда, в отличие от стандартов » јќ, следовало разработать не Ђс единственной цельюї, а Ђв цел€хї как Ђобеспечени€ безопасности полетов, снижени€ утомл€емостиї, так и Ђсохранени€ здоровь€ членов экипажей воздушных судовї (п. 1).

_

ќсновополагающим нормативным правовым актом, организующим всю систему обеспечени€ безопасности труда и охраны здоровь€ в –оссии, €вл€етс€  онституци€ –оссийской ‘едерации, согласно которой: Ђ аждый имеет право на труд в услови€х, отвечающих требовани€м безопасности и гигиены...ї (п. 3 ст. 37), что конкретизирует фундаментальную норму: Ђ аждый имеет право на жизньї (п. 1 ст. 20) и действует в нормативном единстве с р€дом других конституционных норм, а именно: Ђ¬ –оссийской ‘едерации охран€ютс€ труд и здоровье людей...ї (п. 2 ст. 7), Ђ аждый имеет право на отдых. –аботающему по трудовому договору гарантируютс€ установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени,..ї (п. 5 ст. 37), Ђ аждый имеет право на благопри€тную окружающую среду,..ї (ст. 42) и эта совокупность конституционных установлений детализирована в системе федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов межотраслевого характера.

_

 роме того, согласно российской  онституции Ђќбщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры –оссийской ‘едерации €вл€ютс€ частью ее правовой системы...ї (п. 4 ст. 15), из чего следует необходимость применени€ в отношении летного персонала гражданской авиации не только требований » јќ, но и предписаний, зафиксированных в  онвенци€х ћќ“ (и др.). —ледовательно, рассмотренные стандарты » јќ Ц это лишь элементы указанной системы обеспечени€ безопасности, причем далеко не единственные. ѕоэтому любые попытки регламентировать режим труда и отдыха летного персонала, искусственно ограничившись только рамками применени€ упом€нутых стандартов » јќ, €вл€ютс€, прежде всего, нарушением  онституции –‘ и р€да международных норм, а также соответствующих норм федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов.

_

Ќеобходимость нормировать режим труда и отдыха летного персонала на основе научных принципов и имеющихс€ научных знаний, требовани€ми упом€нутых стандартов » јќ не исчерпываетс€.

_

–аспор€жение ѕравительства –оссийской ‘едерации от 04.03.1992 г. N 421-р, утвердив меропри€ти€ по реализации требований ћежгосударственной федерации профсоюзов летного состава гражданской авиации (содержавшие забастовочные требовани€ летного состава √ј –оссии), предписало ћинтрансу –оссии: Ђѕровести экспертизу научно-исследовательских работ, выполненных √осЌ»» √ј, по изучению вли€ни€ на летный состав вредных производственных факторовї (п. 2); Ђ–азработать проект ѕоложени€ о рабочем времени и времени отдыха летного состава гражданской авиации, а также работников, непосредственно зан€тых работой на борту воздушного судна, с учетом научных рекомендаций, международных норм и практики их применени€...ї (п. 3).

_

16.03.1995 г. —овет по авиации и использованию воздушного пространства, отметив научно обоснованный характер нормативов режима труда и отдыха, разработанных √осЌ»» √ј и введенных в действие ”казанием ћ√ј ———– от 07.08.1990 г. N 369/у, и указав на то, что Ђ¬ насто€щее врем€ авиационными администраци€ми государств-участников —оглашени€ устанавливаютс€ свои нормативы режима труда и отдыха членов экипажей ¬— √ј,.. которые, в р€де случаев, не имеют научного обосновани€ї, утвердил (консенсусом) в качестве модельного нормативного акта - Ђдл€ подготовки национальных нормативных актовї - ЂЌормативы режима труда и отдыха экипажей воздушных судов гражданской авиацииї, разработанные ћежгосударственным авиационным комитетом на основе упом€нутых нормативов ћ√ј ———– (см. ѕротокол ѕервой (1995 г.) сессии —овета)*.

_

* ¬ свою очередь, Ђ–екомендованные нормативыЕї 1990 года были разработаны в соответствии с ѕостановлением коллегии ћ√ј ———– от 13.08.1987 г. N 64 Ђќ повышении роли летной службы в обеспечении безопасности полетов в гражданской авиацииї. ќтметив: Ђ“ребуют последующего совершенствовани€ и научного обоснованного определени€ санитарные нормы летной нагрузки с учетом видов и специфики летной де€тельностиї, коллеги€ предписала: ЂЌачальникам ћ—” ћ√ј, √осЌ»» √ј, √лав”Ћ—, √лавной инспекции, √”ј–ѕ совместно с ÷  профсоюза авиаработников до 01.13.87 подготовить научно обоснованные предложени€ по совершенствованию санитарных норм летной нагрузки с учетом видов и специфики труда летного составаї (п. 4). ¬ результате отечественные нормотворцы опередили » јќ на два дес€тилети€.

_

ѕостановление ѕравительства –‘ от 13.08.1997 г. є 1009, регламентиру€ работу по подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, предусматривает следующее: Ђ¬ процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относ€щиес€ к теме проекта законодательство –оссийской ‘едерации,.. практика применени€ соответствующих нормативных правовых актов, научна€ литература и материалы периодической печати... а также данные социологических и иных исследований,..ї (п. 5).

_

¬ соответствии с предписанием “рудового кодекса –‘ (30.12. 2001 г. N 197-‘«)- Ђв цел€х государственного управлени€ охраной трудаї - ѕравительство –оссийской ‘едерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти: Ђкоординируют научно-исследовательские работы в области охраны труда...ї (ст. 216 Ђ√осударственное управление охраной трудаї).

“аким образом, нормирование режима труда и отдыха летного персонала в рамках Ђѕоложени€ об особенност€х режима...ї следовало осуществить, изначально основыва€сь на научных принципах и имеющихс€ в –оссии научных знани€х, не дожида€сь при этом по€влени€ упом€нутых стандартов » јќ.

= = = =


јвтор: ёрий ƒунаев в 23:09:32 15/12/2012:є 435/588

{_II_} B данной св€зи представл€етс€ необходимым внести в Ђѕоложение...ї следующие изменени€ и дополнени€:

{1} ƒoпoлнить пункт 2 aбзaцем в следующей редакции:

ќсобенности режима рабочего времени и времени отдыха членов летных экипажей и бортоператоров воздушных судов обусловлены вредными, опасными, напр€женными и т€желыми услови€ми труда, имеющего особый характер.

ќсобенности режима рабочего времени и времени отдыха членов кабинных экипажей бортпроводников обусловлены особо вредными и особо т€желыми услови€ми труда.

= =

ќбoснoвание - см.:

- Ђћедицинское обоснование права на досрочное пенсиoннoе обеспечение летного состава гражданской авиации –оссии в св€зи с риском утраты профессиональной трудоспособности под вли€нием опасных, вредных и напр€женных условий трудаї от 04.03.1997 г. / 22.03.1997 г. # (газета Ђ¬оздушный транспортї. Ц 1997. - єє 22-23, 24);

* ј также ѕриложение к Ђћедицинскому обоснованию...ї - ќтчет Ђќ научно-исследовательской работе по медико-биологической и социально-гигиенической оценке рисков утраты профессиональной трудоспособности летного состава гражданской авиации...ї.

- Ђ—анитарно-гигиеническа€ характеристика вредности, опасности, напр€женности, т€жести труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации –оссииї от 13.10.1997 г.#;

- Ђќбоснование вредности, опасности, напр€женности, т€жести труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации –оссии (к обоснованию социальных гарантий)ї от 13.10.1997 г.#.

# ”тверждены ћинистерством здравоохранени€ –‘ и ‘едеральной авиационной службой –оссии.

_

- пункт 12003000-11217 подраздела Ђ√ражданска€ авиаци€ї Ђ—писка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечениеї, утвержденного ѕостановлением —овета ћинистров –—‘—– от 2 окт€бр€ 1991 г. N 517.

- Ђ»сследование условий труда и разработка предложений по охране здоровь€ и социальным льготам бортпроводников гражданской авиации (междисциплинарное исследование)ї - «аключительный отчет по договору 36/91-249, утвержденный 09.12.91 г. директором Ќ»» гигиены труда и профессиональных заболеваний јћЌ –‘.

= = =


јвтор: ёрий ƒунаев в 23:27:37 15/12/2012:є 436/588

{2} ѕункт 6 дoпoлнить aбзaцем:

 оллективным договором может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой 8-часовой продолжительности ежедневной работы (смены) членов летных экипажей и бортоператоров при условии соблюдени€ предельной 36-часовой еженедельной продолжительности рабочего времени и гигиенических нормативов условий труда, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами –оссийской ‘едерации.

= =

ќбoснoвание: ст. 94 “  –‘.


јвтор: ёрий ƒунаев в 23:46:18 15/12/2012:є 437/588

{3} Ќеобходимо сохранить научно обоснованную норму-дефиницию, определ€ющую Ђполетное врем€ї как Ђврем€ с <момента> начала запуска двигател€ (двигателей) на воздушном судне перед взлетом до момента выключени€ двигател€ (двигателей) после окончани€ полетаї.

_

¬ 1991 году в редакционной статье Ђ“руд во им€ летного долголети€ї (газета Ђ¬оздушный транспортї, N 16) начальники √лав”Ћ—а и ёридического отдела ћ√ј ———– дали официальные разъ€снени€ Ђлетному составу, руководител€м предпри€тий по существу прин€того документаї, в которых объ€снили и причину исчислени€ летной нагрузки Ђс момента запуска двигателей...ї: Ђуказание ћ√ј от 07.08.90 є 369/у на основании проведенных √осЌ»» √ј исследований вводит новый термин Ђполетное врем€ї,.. Ќа организм членов экипажа в этом случае оказывает вредное воздействие целый р€д неблагопри€тных факторов (повышенна€ вибраци€, шум, загазованность и т.д.)ї, одновременно отметив, что Ђ¬ведение этого термина не противоречит международной практикеї.

_

–уководители √лав”Ћ—а и ёридического отдела ћ√ј ———– ограничились упоминанием (в качестве примеров) лишь трех факторов рабочей среды, указав на наличие других - Ђ... и т.д.ї - неблагопри€тных факторов летного труда.

_

—анитарное законодательство –оссии выдел€ет две группы неблагопри€тных, в т.ч. вредных факторов труда - факторы рабочей среды и факторы трудового процесса*. –ассматрива€ классификацию условий труда по показател€м напр€женности трудового процесса, несложно заметить, что, начина€ с момента начала запуска двигател€ (двигателей) на воздушном судне перед взлетом, напр€женность труда членов экипажей ¬— √ј резко возрастает и по многим показател€м напр€женности соответствует таким классам условий труда как Ђ¬редный (Ќапр€женный труд)ї 1 либо 2 степени. ¬ данной св€зи необходимо, в первую очередь, выделить следующее:

_

1. »нтеллектуальные нагрузки:

1.1. —одержание работы

Ђ¬редный (Ќапр€женный труд)ї 1 степени: –ешение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций)

Ђ¬редный (Ќапр€женный труд)ї 2 степени: Ёвристическа€ (творческа€) де€тельность, требующа€ решени€ алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуаци€х

...

1.4. ’арактер выполн€емой работы

Ђ¬редный (Ќапр€женный труд)ї 1 степени: –абота в услови€х дефицита времени

Ђ¬редный (Ќапр€женный труд)ї 2 степени: –абота в услови€х дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат

...

3. Ёмоциональные нагрузки

«.1.—тепень ответственности за результат собственной де€тельности. «начимость ошибки

Ђ¬редный (Ќапр€женный труд)ї 2 степени: Ќесет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задани€. ¬лечет за собой повреждение оборудовани€, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность дл€ жизни

3.2. —тепень риска дл€ собственной жизни

Ђ¬редный (Ќапр€женный труд)ї 2 степени: ¬еро€тна

3.3. —тепень ответственности за безопасность других лиц

Ђ¬редный (Ќапр€женный труд)ї 2 степени: ¬озможна.

= =

* –уководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса.  ритерии и классификаци€ условий труда. –уководство – 2.2.2006-05, утвержденное 29.07.2005 г. руководителем

‘едеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучи€ человека, √лавным государственным санитарным врачом –оссийской ‘едерации.

ѕеречисленные факторы напр€женности труда характерны дл€ трудового процесса членов экипажей воздушных судов в течение периодов полетного времени, начина€ с момента начала запуска двигателей.

_

«начимость фактора напр€женности летного труда признана российским законодательством:

- Ђза работу с вредными, опасными, Ќјѕ–я∆≈ЌЌџћ» и т€желыми услови€ми труда, имеющего особый характерї ѕостановлением ћинтруда и соцразвити€ –оссии от 12.07.1999 г. N 22 работникам летного состава установлена 36-часова€ рабоча€ недел€;

- Ђв св€зи с вредными, опасными, Ќјѕ–я∆≈ЌЌџћ» и т€желыми услови€ми труда, имеющего особый характерї ‘едеральный закон от 27.11.2001 г. N 155-‘« предусмотрено дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей ¬— √ј.

_

јналогов российской законодательно признанной характеристике условий летного труда в нормативных правовых актах других государств Ц членов » јќ до насто€щего времени нет*.

* Ѕолее того, ƒиректива 2003/88/≈— ≈вропейского парламента и —овета от 04.11.2003 г. о некоторых аспектах организации рабочего времени (р€д положений которой хуже подобных норм трудового законодательства –оссии) не содержит предписани€ о недопустимости ухудшени€ условий труда работников, труд которых непосредственно св€зан с движением транспортных средств. ѕоследним обсто€тельством воспользовались разработчики ѕодчасти ЂQї (EU OPS).

_

¬месте с тем, внесение предлагаемого изменени€ будет означать противоправную легализацию отказа от регистрации и учета (фактически Ц сокрытие) той части времени работы во вредных услови€х труда, котора€ приходитс€ на периоды времени от начала запуска двигателей до момента уборки колодок перед взлетом и с момента установки колодок до выключени€ двигателей после окончани€ полета.

_

“аким образом, изменение/подмена определени€ Ђполетное врем€ї узаконит подзаконным нормативным актом не только дальнейшее ухудшение условий труда летного персонала (что, соответственно, увеличивает риск личной гибели либо получени€ трудового увечь€ в авиационных происшестви€х, обусловленных утомлением, а также профессиональную и производственно-обусловленную заболеваемость летного персонала), но и соответствующее ухудшение условий воздушных перевозок (что, соответственно, увеличивает риск гибели авиапассажиров [и третьих лиц] либо получени€ ими увечий в результате авиационных происшестви€х, обусловленных утомлением членов экипажей ¬— √ј, а также увеличением латентной заболеваемости последних). “ем самым, предлагаетс€ нарушить не как “рудовой кодекс –‘, который предусматривает только улучшение условий и охраны труда (ст.ст. 210, 216, 226), так и «акон –‘ Ђќ защите прав потребителейї, предусматривающий право авиапассажира на безопасность услуги (ст. 7), нарушение которой влечет уголовно-правовую ответственность (см. ст. 238 ”головного кодекса –‘), но и  онституцию –‘, котора€ не допускает отмены или умалени€ прав человека и гражданина Ц тем более, в сфере обеспечени€ безопасности Ц даже посредством прин€ти€ федерального закона (п. 2 ст. 55).


јвтор: ёрий ƒунаев в 23:52:09 15/12/2012:є 438/588

{4} ѕункт 53 изложить в следующей редакции:

53. „ленам экипажа предоставл€ютс€ следующие виды отдыха:

а) перерывы в течение рабочего (летного) дн€ между полетами, включа€ перерывы дл€ приема пищи;

б) отдых ежедневный (отдых между полетными сменами и/или между рабочими дн€ми при выполнении трудовых об€занностей в наземных услови€х);

в) отдых еженедельный непрерывный (очередные выходные дни);

г) нерабочие праздничные дни;

д) внеочередные выходные дни, предоставл€емые по заключению врача авиационного предпри€ти€ (п. 51 ‘јѕ ћќ √ј-2002);

е) дополнительный выходной день, предоставл€емый ежемес€чно одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах  райнего —евера и приравненных к ним местност€х, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет (по письменному за€влению члена экипажа);

ж) отдых ежегодный - отпуска основной и дополнительные:

- за работу в районах  райнего —евера и приравненных к ним местност€х;

- за работу на борту воздушного судна во вредных и опасных услови€х труда, имеющего особый характер.

ѕри этом особенностью режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов €вл€етс€ необходимость предоставлени€ им предполетного и послеполетного отдыха:

а) врем€ предполетного отдыха - это непрерывный период времени (часы, дни отдыха), который предоставл€етс€ эксплуатантом, а членом экипажа должен соблюдатьс€ с об€зательным 8-часовым сном перед планируемым полетом (полетной сменой, периодами пребывани€ в резерве или на дежурстве в ожидании возможного вылета) с целью обеспечени€ необходимого уровн€ психофизиологических функций и надежной профессиональной де€тельности в интересах безопасности предсто€щего полета (полетов);

б) врем€ послеполетного отдыха - это непрерывный период времени (часы, дни), который должен предоставл€тьс€ члену экипажу сразу после завершени€ полетного задани€ дл€ восстановлени€ психофизиологических функций организма с целью профилактики развити€ переутомлени€ и заболеваний в интересах охраны здоровь€ и обеспечени€ безопасности в последующих полетах.

¬ св€зи с работой во вредных и опасных услови€х труда непредоставление членам экипажей воздушных судов ежегодного оплачиваемого отпуска запрещаетс€ (ст. 124 “рудового кодекса –‘).

= =

ќбоснование:

“  –‘ Ц ст. 319 Ђƒополнительный выходной деньї

ќдному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах  райнего —евера и приравненных к ним местност€х, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет, по его письменному за€влению ежемес€чно предоставл€етс€ дополнительный выходной день без сохранени€ заработной платы.

_

–анее термины Ђпредполетный отдыхї иї Ђпослеполетный отдыхї примен€лись в нормативных правовых актах ———– и –‘ Ц см.:

Ђѕоложение о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиацииї от 04.02.1980 г. N 2/», утвержденное ћ√ј ———–;

ѕриложение к ”казанию ћ√ј ———– от 07.08.1990 г. N 369/у Ђќ введении в действие –екомендованных нормативов режима труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиацииї;

Ђ¬ременное положение о рабочем времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации –оссийской ‘едерацииї, утвержденное ѕостановлением ћинтруда –оссии от 25.06.1993 г. N 124.

_

”казанием ћ√ј ———– от 07.08.1990 г. N 369/у введены в действие нормы-дефиниции:

Ђ¬рем€ предполетного отдыха - это непрерывный отрезок времени (часы, дни отдыха), который предоставл€етс€ администрацией, а экипажем должен соблюдатьс€ с об€зательным 8-часовым сном перед планируемым полетом с целью обеспечени€ необходимого уровн€ психофизиологических функций и надежной профессиональной де€тельности в интересах безопасности предсто€щего полетаї (п. 1.6 ѕриложени€);

Ђ¬рем€ послеполетного отдыха - это непрерывный отрезок времени: часы, дни по установленному графику, распор€дку или специальному распор€жению, который должен предоставл€тьс€ экипажу сразу после завершени€ полетного задани€ дл€ восстановлени€ психофизиологических функций организма с целью профилактики развити€ переутомлени€ и заболеваний в интересах охраны здоровь€ и обеспечени€ безопасности в последующих полетахї (п. 1.7 ѕриложени€).

_

“акже см. модельные ЂЌормативы режима труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиацииї от 16.03.1995 г., утвержденные решением —овета по авиации и использованию воздушного пространства. ќтметив научно-обоснованный характер ѕриложени€, введенного в действие ”казанием ћ√ј ———– от 07.08.1990 г. N 369/у, —овет продублировал в модельных ЂЌормативах...ї процитированные выше нормы-дефиниции.

_

¬ насто€щее врем€ термин Ђпредполетный отдыхї примен€етс€ в целом р€де различных нормативных правовых актов российского законодательства, в т.ч. воздушного и санитарного:

- Ђѕравила расследовани€ авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в –оссийской ‘едерацииї, утвержденные ѕостановлением ѕравительства –‘ от 18.06.1998 г. N 609 (ред. от 07.12.2011 г.);

‘едеральные авиационные правила Ђћедицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников,..ї (‘јѕ ћќ-2002), утвержденные ѕриказом ћинтранса –‘ от 22.04.2002 г. N 50 (ред. от 01.11.2004 г., с изм. от 16.02.2011 г.);

- —анитарные правила и нормы —анѕиЌ 2.5.1.2423-08 Ђ√игиенические требовани€ к услови€м труда и отдыха дл€ летного состава гражданской авиации", утвержденные ѕостановлением –оспотребнадзора от 27.10.2008 г. N 60*;

* –анее - —анитарные правила и нормы —анѕиЌ 2.5.1.051-96 Ђ”слови€ труда и отдыха дл€ летного состава гражданской авиацииї, утвержденные ѕостановлением √оскомсанэпиднадзора –‘ от 19.03.1996 г. N 7.

- ≈диный квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный ѕриказом ћинздравсоцразвити€ –‘ от 29.01.2009 г. N 32

- “иповые инструкции по охране труда дл€ бортовых проводников и дл€ членов экипажа вертолета ћи-8, утвержденные приказами ћинтранса –оссии от 22.05.2003 г. N 137 и ‘—¬“ –оссии от 01.07.1999 г. N 5, соответственно;

а также - Ђ—анитарно-гигиеническа€ характеристика вредности, опасности, напр€женности, т€жести труда членов экипажей воздушных судов √ражданской авиации –оссииї, утвержденна€ √лавным государственным санитарным врачом –‘ 13.10.1997 г. и ‘ј— –‘ 14.10.1997 г.

_

Ќар€ду с термином Ђпредполетный отдыхї в Ђ—анитарно-гигиеническа€ характеристике...ї, а также в типовых инструкци€х по охране труда членов экипажей ¬— √ј примен€етс€ и термин Ђпослеполетный отдыхї. Ѕолее того, термин Ђпослеполетный отдыхї используетс€ в разделе XIV Ђ“ребовани€ к услови€м труда при вахтово-экспедиционном методе строительстваї —анитарно-эпидемиологические правил и нормативов Ђ√игиенические требовани€ к организации строительного производства и строительных работ. —анѕиЌ 2.2.3.1384-03ї от 11.06.2003 г., утвержденные ћинздравом –оссии*.

_

* ¬ данном случае ћинздрав –оссии установил следующие ограничени€:

Ђ14.3. ѕродолжительность ежедневной рабочей смены и времени отдыха устанавливаетс€ в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации. ќтдых между сменами составл€ет не менее 12 ч.

14.4. ”величение продолжительности рабочей смены дл€ работников, подвергающихс€ воздействию вредных производственных факторов, не допускаетс€.

14.5. –аботникам, прибывшим на вахту, следует предоставл€ть послеполетный отдых длительностью не менее 4 ч при условии пересечени€ одного часового и одного климатического по€са и не менее 96 ч при пересечении дес€ти часовых и трех климатических по€сов.

14.6. ѕри перелете в пределах двух часовых и трех климатических по€сов при 12-ти часовой рабочей смене перва€ смена ограничиваетс€ до 8 ч, втора€ - 9 ч, а треть€ - 10 ч.ї.

= = =


јвтор: ёрий ƒунаев в 00:00:01 16/12/2012:є 439/588

{5} ѕредельные нормы полетного времени, суточные ограничени€ общего рабочего времени и продолжительность минимальных периодов отдыха необходимо привести:

- в соответствие с научно обоснованными требовани€ми ”казани€ ћ√ј от 07.08.1990 г. N 369/у, усиленного ѕриказом ћ√ј ———– от 28.12.1990 г. N 304 Ђќ катастрофе самолета як-42 є 42351 —еверо- авказского управлени€ √јї;

- в соответствие с решением —овета по авиации и использованию воздушного пространства от 16.03.1995 г., утвердившего научно обоснованные модельные ЂЌормативы режима труда и отдыха экипажей воздушных судов гражданской авиацииї.


ѕредложение к пункту: 49 ¬италий яханов направил в 11:25 05/12/2012

јвторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложени€.
»сходный текст:

49. „лену летного экипажа предоставл€ютс€ кратковременные перерывы следующей продолжительности:

а) не менее 15 минут - через каждые 1,5 часа полетного времени или после выполнени€ 10 посадок;

б) не менее 1,5 часа - после каждых четырех часов полетного времени или после 25 посадок, при этом кратковременный отдых может быть совмещен с перерывом дл€ отдыха и приема пищи.

ѕредлагаемый текст:

49. ѕри выполнении авиационно-химических работ члену экипажа предоставл€ютс€ кратковременные перерывы следующей продолжительности:

а) не менее 15 минут - через каждые 1,5 часа полетного времени или после выполнени€ 10 посадок;

б) не менее 1,5 часа - после каждых четырех часов полетного времени или после 25 посадок, при этом кратковременный отдых может быть совмещен с перерывом дл€ отдыха и приема пищи.

ќбоснование:

пункт 49 в текущей редакции выполним исключительно только при выполнении ј’–.

 омментарии:
—рок подачи комментариев к предложени€м закончилс€.

◄◄◄  Ќазад, к списку документов

»стек срок подачи предложений.