№222

Программа подготовки лиц, имеющих квалификацию базовой подготовки «пилот», претендующих на получение свидетельства коммерческого пилота (самолет), в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации»

Проект опубликован: 18.03.2018;

cрок подачи предложений (поправок) до: 02.04.2018;

cрок подачи комментариев к предложениям до: 04.04.2018.



Уважаемые коллеги!

Подавая предложения и комментарии через сайт Вы существенно повышаете эффективность работы над проектом и даете возможность участникам обсуждения оперативно увидеть предложения и комментарии своих коллег.

Ручная обработка Ваших предложений, поступающих в произвольной форме, сильно затрудняет и затягивает процесс реализации Ваших предложений.


◄◄◄  Назад, к списку документов


Предложение к пункту: Igor M. Denisov направил в 20:41 01/04/2018

Авторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложения.
Исходный текст:

Замечания к проекту в целом.

Предлагаемый текст:

Обоснование:

Прежде чем обсуждать частности, нужно ответить на следующие принципиальные вопросы:

1) для решения какой проблемы предназначен данный проект;

2) возможно ли решить эту проблему с помощью предлагаемой программы.

 

Авторы указали назначение программы в пункте 1.1. Буквальный текст воспринимается с трудом. Но если его «творчески» переработать, и выделить суть, получается следующее:

1) программа предназначена для подготовки выпускников ЛУГА к проверке;

2) проверка будет осуществляться по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ №670;

3) цель проверки – оценка соответствия выпускников ЛУГА требованиям ФАП-147;

4) результат проверки – выдача CPL (либо отказ в выдаче).

 

Возникает резонный вопрос: но зачем нужна программа подготовки к проверке?

Тем более что программы ЛУГА обеспечивают получение необходимых знаний и опыта, подтверждаемых дипломом и летной книжкой.

К тому же, правила, утвержденные постановлением Правительства РФ №670 (далее – Правила) действуют с февраля 2014 года. И всё это время выпускники ЛУГА успешно проходили проверку на соответствие Правилам без какой-либо дополнительной подготовки к проверке.

 

Но проблема заключается в том, что с февраля 2014 года существует противоречие между сложившейся практикой выдачи CPL выпускникам ЛУГА и требованиями пункта 3 Правил.

Скорее всего, это противоречие еще долго бы оставалось без внимания. Но ситуация, сложившаяся вокруг ЧЛУГА, ЮУрГУ и их выпускников, видимо стала причиной неких попыток по исправлению положения.

 

И так, на сегодняшний день дела обстоят следующим образом.

Образовательные программы СПО (ВО) по специальности «ЛЭ ЛА», реализуемые ЛУГА, разрабатываются на основе ФГОС, и утверждаются руководителями этих ЛУГА (в соответствии с 273-ФЗ).

Эти образовательные программы не утверждены Росавиацией, и не включены в приложение к сертификату АУЦ (даже если у ЛУГА имеются сертификаты АУЦ).

 

Логика здесь следующая.

Росавиация правомочна утверждать только те программы, которые являются программами подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала (см. п. 5.4.10 постановления Правительства РФ №396).

Согласно ст. 52 ВК РФ «К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность … и включены в перечни специалистов авиационного персонала».

Студенты и курсанты, получающие специальность «ЛЭ ЛА», еще не имеют профессиональной подготовки, еще не осуществляют деятельность … и еще не включены в перечни специалистов авиационного персонала.

Следовательно, образовательные программы ЛУГА по специальности «ЛЭ ЛА» не являются программами подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала.

Данная позиция разделяется Минтрансом РФ, что нашло подтверждение в ряде его ответов на частные запросы.

Очевидно такой же позиции придерживается Росавиация, т. к. с момента вступления в силу ФАП-289 ею не был инициирован процесс сертификации ЛУГА в отношение программ СПО и ВО.

 

Примечание. Следует заметить, что позиция Росавиации в данном вопросе ущербна.

С одной стороны, она не утверждает образовательные программы СПО и ВО, по которым обучаются будущие пилоты, инженеры, техники, диспетчеры. Что вполне логично, учитывая ст. 8, ст. 52, ст. 54 ВК РФ.

Но с дугой стороны, Росавиация утверждает программы ПО и ДПО, по которым обучаются будущие бортпроводники, бортоператоры, частные пилоты, пилоты СВС. И это уже не логично, если не сказать незаконно.

 

Но вернемся к нашей ситуации. И так, мы констатировали, что программы СПО и ВО по специальности «ЛЭ ЛА» Росавиацией не утверждены. Тем не менее, выпускники ЛУГА получают свидетельства коммерческого пилота. И получают их с нарушением п. 3 Правил.

Цитата из п. 3 Правил: «Свидетельства выдаются …. лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со ст. 54 Воздушного кодекса РФ…».

 

Таким образом, с февраля 2014 года свидетельства коммерческих пилотов выдаются выпускникам ЛУГА незаконно.

Предполагаю, что авторы обсуждаемой программы руководствовались целью устранить именно данную проблему.

На первый взгляд, кажется вполне логичным, что если программа подготовки к проверке утверждена Росавиацией, то выпускники ЛУГА, прошедшие подготовку по данной программе, на законных основаниях могут получать CPL.

 

И так, мы ответили на первый поставленный вопрос, т. е. определили, для решения какой проблемы предназначен данный проект.

Попробуем ответить на второй вопрос: способна ли обсуждаемая программа решить обозначенную проблему.

 

Обратимся к проекту.

Если тщательно «препарировать» содержание п. 1.2 получается следующее:

1) к прохождению программы допускаются лица, получившие квалификацию «пилот» в организациях, имеющих сертификат АУЦ, и претендующие на получение CPL;

2) указанные выше лица являются специалистами авиационного персонала.

 

Иными словами, кандидаты на обучение должны предварительно пройти подготовку по некой другой программе, утвержденной Росавиацией, и включенной в приложение к сертификату АУЦ.

Иначе как можно этих лиц называть «специалистами авиационного персонала», и как они могли пройти обучение в организациях, именуемых АУЦ?

 

В п. 1.4 проекта указано, что кандидаты должны иметь диплом СПО, ВО или ДПО.

Таким образом, согласно требованиям пп. 1.2 и 1.4, кандидаты должны предварительно пройти подготовку по программе СПО, ВО или ДПО, утвержденной Росавиацией, и включенной в приложение к сертификату АУЦ.

 

Какие выводы нужно сделать на основании выше изложенного?

1. Нет никакого смысла разрабатывать обсуждаемую программу, утверждать ее в Росавиации, включать ее в приложение к сертификату АУЦ, если кандидат способен выполнить требования пп. 1.2 и 1.4.

2. Кандидат в принципе не способен выполнить требования пп. 1.2 и 1.4, т. к. программы СПО, ВО и ДПО по специальности «ЛЭ ЛА» Росавиацией не утверждены, и в приложение к сертификату АУЦ не включены.

 

Собственно, мы ответили на второй поставленный вопрос: обсуждаемая программа в принципе не может быть реализована, следовательно, с ее помощью невозможно решить обозначенную выше проблему.

 

На этом можно поставить точку, т. к. дальнейшее обсуждение проекта не имеет смысла.

 

__________________________________________________

 

В заключение несколько слов о том, каким видится мне решение обозначенной проблемы.

Я полагаю, что наиболее реалистичный вывод из сложившейся ситуации - это внесение изменений в Правила, утвержденные постановлением Правительства №670.

Тем более что за четыре года к ним накопилось множество справедливых претензий, и в любом случае в них необходимо вносить поправки.

Самый очевидный недостаток Правил – это пресловутый третий пункт. Его требования, в части наличия подготовки по утвержденной Росавиацией программе, невыполнимы в принципе в отношении лиц, впервые получающих свидетельства.

Почему эти требования не выполнимы, я подробно изложил выше.

 

Могу предложить следующую формулировку п. 3 Правил:

«Свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта (далее - орган по выдаче свидетельств) лицам, прошедшим проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил».

 

Принятие п. 3 Правил в данной редакции позволит устранить существующее противоречие.

И тогда не придется придумывать некие «программы подготовки к проверке», либо вносить изменения в ВК РФ и 273-ФЗ.

 

Кстати, похожая «мина» заложена и в ФАП-399, которые скоро вступят в силу. Они противоречат ст. 52, ст. 54 ВК РФ, п.5.4.10 постановления Правительства РФ №396 в части разработки и утверждения программ подготовки кандидатов на получение свидетельств, еще не являющимися специалистами согласно перечню специалистов авиационного персонала.

Комментарии:
Срок подачи комментариев к предложениям закончился.

Предложение к пункту: 1.15-1.16 Ирина Б. направил в 09:43 30/03/2018

Авторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложения.
Исходный текст:

1.15-1.16

Предлагаемый текст:

исключить

Обоснование:

Это требования ФАП-289, к программе они не относятся. Они могут быть утверждены локальным актом образовательной организации. Кроме того, они должны быть указаны в Руокодвстве по организации деятельноси. К программе это не относися

Комментарии:
Срок подачи комментариев к предложениям закончился.

Предложение к пункту: 1.14 Ирина Б. направил в 09:41 30/03/2018

Авторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложения.
Исходный текст:

1.14. Документ, подтверждающий обучение выдается при соблюдении следующих условий:

- обучение было проведено в полном объеме Программы подготовки;

- обучаемое лицо продемонстрировало знания и навыки, предусмотренные настоящей Программой;

- документ, подтверждающие прохождение обучения оформлен в соответствии с требованиями Руководства по организации деятельности организации, осуществляющей обучение и требованиями ФАП-289.

В случае проведения обучения по части (разделу) Программы подготовки, АУЦ выдает соответствующий документ (справку) с указанием даты и объема проведенной подготовки.

Предлагаемый текст:

Обоснование:

Какой документ? Если в Законе об образовании четко указано, когда выдаются свидетельства, когда удостоверения, когда дипломы, то и здесь целесобразно уточнить, какой документ будет выдаваться после окончания обучения по данной программе

Комментарии:
Срок подачи комментариев к предложениям закончился.

Предложение к пункту: 1.11-1.14 Ирина Б. направил в 09:40 30/03/2018

Авторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложения.
Исходный текст:

п.11-п1.14

Предлагаемый текст:

Исключить

Обоснование:

Это требования ФАП -289. Зачем их указывать в программе?

Комментарии:
Срок подачи комментариев к предложениям закончился.

Предложение к пункту: 1.8 Ирина Б. направил в 09:38 30/03/2018

Авторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложения.
Исходный текст:

1.8. Для реализации настоящей программы организация, осуществляющая обучение должна обеспечить:

- наличие помещения для размещения лиц, осуществляющих обучение, учебного оборудования и проведения учебных занятий, а также для хранения учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения;

- использование учебного оборудования, учебной литературы, наглядных пособий и технических средств обучения, необходимых для реализации настоящей Программы.

Предлагаемый текст:

Обоснование:

Это организационно-педагогические условия реализации программы. В ФАП требования к ним отсутствуют. Они есть в требованиях к образовательным программам в приказе Минобра 499.

Комментарии:
Срок подачи комментариев к предложениям закончился.

Предложение к пункту: 1.7 Ирина Б. направил в 09:36 30/03/2018

Авторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложения.
Исходный текст:

1.7. В случае неполноты представленных документов, несоответствия представленных документов требованиям настоящей Программы, при наличии в представленных документах недостоверных сведений или сведений, указывающих на несоответствие кандидата требованиям на обучение, организация осуществляющая обучение направляет (выдает) заявителю, мотивированный отказ в приеме на обучение с указанием причины отказа.

Срок направления (выдачи) отказа в приеме на обучение – один рабочий со дня окончания проверки предоставленных документов.

Предлагаемый текст:

исключить

Обоснование:

Требования не относятся к программе подготовик

Комментарии:
Срок подачи комментариев к предложениям закончился.

Предложение к пункту: 1.6 Ирина Б. направил в 09:35 30/03/2018

Авторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложения.
Исходный текст:

1.6. В случае выявления расхождения в сведениях, предоставленных в документах, организация проводящая обучение, проводит проверку с целью определения достоверности предоставленных сведений в течение 14 дней со дня поступления заявления на обучение. В этом случае решение о зачислении либо об отказе от него учитывается по результатам указанной проверки.

Срок принятия указанного решения составляет не более одного рабочего дня со дня окончания проверки предоставленных документов.

Предлагаемый текст:

исключить

Обоснование:

Это общие требования, а не требования программы

Каким образом образовательная организация может проводить проверку достоверности сведений? У образовательной организации есть такие полномочия?

Комментарии:
Срок подачи комментариев к предложениям закончился.

Предложение к пункту: 1.5 Ирина Б. направил в 09:34 30/03/2018

Авторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложения.
Исходный текст:

1.5. Срок проверки предоставленных документов и принятия решения на зачисление на обучение не более трех рабочих дней со дня поступления заявления (предоставления) на обучение.

Предлагаемый текст:

Исключить

Обоснование:

Это общие правила приема в образовательную организацию, в программе ФАП-399 они не предусмотрена

Комментарии:
Срок подачи комментариев к предложениям закончился.

Предложение к пункту: 1.4 Ирина Б. направил в 09:33 30/03/2018

Авторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложения.
Исходный текст:

1.4. Для зачисления на обучение, кандидат обязан предоставить в организацию осуществляющую обучение следующие документы:

-заявление на обучение;

-копию документа, удостоверяющего личность;

-копию документа (документов), подтверждающего прохождение подготовки кандидата;

-копию документа (документов), подтверждающего опыт кандидата;

-копию медицинского заключения.

Копии, предоставленных документов заверяются организацией, подавшей представление или подписываются кандидатом на обучение.

Копией документа (документов), подтверждающей прохождение подготовки кандидата на обучение является:

- документ о среднем или высшем образовании по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов»

- диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов» выдаваемый лицам, освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию.

Документ, подтверждающий опыт кандидата на обучение должен содержать сведения об опыте управления воздушными судами в полете (налет часов) и о тренировках на тренажерном устройстве имитации полета, допущенном к применению в целях подготовки летных экипажей гражданских воздушных судов.

Документ, подтверждающий опыт кандидата на обучение подписывается лицом, под руководством которого работал или проходил подготовку кандидат на обучение.

 

Предлагаемый текст:

Исключить пункт

Обоснование:

Данный пункт для программы излишен. Согласно ФАП-399 в программе указываются требования, установленные федеральными авиационными правилами, к лицу, проходящему подготовку.

Здесь же перечислены требования, которые должны быть указаны в локальных актах образовательной организации (Руокодвстве по организации деятельности, Правилах приема)

Комментарии:
Срок подачи комментариев к предложениям закончился.

Предложение к пункту: 1.1 Ирина Б. направил в 09:32 30/03/2018

Авторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложения.
Исходный текст:

Настоящая «Программа подготовки лиц, имеющих квалификацию базовой подготовки «пилот», претендующих на получение свидетельства коммерческого пилота (самолет), в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации» (Утв. Приказом Минтранса России от 12 декабря 2008 года №147) (далее – Программа), предназначена для подготовки к проверке в соответствии с «Правилами проведения проверки лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а так же выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации»

Предлагаемый текст:

Настоящая Программа предназначена для подготовки лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а так же выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации

Обоснование:

В соответствии с ФАП-399 нормативные акту следует перечислять в разделе «Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих требования» в разделе «Общие положения»

Комментарии:
Срок подачи комментариев к предложениям закончился.

Предложение к пункту: 1 Ирина Б. направил в 09:31 30/03/2018

Авторизуйтесь, чтобы написать письмо автору предложения.
Исходный текст:

Программа подготовки лиц, имеющих квалификацию базовой подготовки «пилот», претендующих на получение свидетельства коммерческого пилота (самолет), в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации» (Утв. Приказом Минтранса России от 12 декабря 2008 года №147)

Предлагаемый текст:

Подготовка пилота для получения свидетельства коммерческого пилота самолета

Обоснование:

Наименование программы не удачно. В каком законодательном акте имеется определение «квалификация базовой подготовки «Пилот» . В наименовании программы не указываются нормативные акты.

Комментарии:
Срок подачи комментариев к предложениям закончился.

◄◄◄  Назад, к списку документов

Истек срок подачи предложений.